
Новая энергия
- Опубликовано 19/11/2014
Объем энергии, полученной из возобновляемых источников, неуклонно растет. До полного вытеснения углеводородов еще, конечно, далеко, но уже сейчас доля такой энергии в общем объеме потребления достигает 19%.
Маркетинговое агентство AS Marketing подсчитало, что общее мировое потребление энергии за период с 1990 по 2007 увеличилось на 40%. Согласно прогнозам, с 2007 года по 2035 г рост энергопотребления увеличится еще на половину до 739 БТЕ (британских тепловых единиц). Объем рынка солнечной энергетики с 2008 по 2018 годов увеличится более чем в 2,5 раза, а мощность вырастет более чем в 5 раз. Это означает, что в общем объеме потребления солнечные панели постепенно будет замещать другие, более традиционные способы получения энергии.
В России темпы замещения будут не столь велики, как в Европе, однако, и в нашей стране инвестиции в новые ресурсы должны возрасти. Так, по оценкам специалистов AS Marketing объем инвестиций в российскую электроэнергетику до 2030 года составит 572–888 млрд долл.
Основными потребителями электроэнергии являются США, Китай, Россия и Индия. На долю США в мировой энергетике приходится пятая часть от общего энергопотребления — 21%, доля Китая — 16%, России — 6%, Индии — 5%. Прогнозируется, что в будущем состав лидеров существенно не изменится.
Государственный интерес
На рынке альтернативной энергетики доминируют компании из США, Европы, Китая и Японии большей частью из-за того, что правительства этих стран оказали серьезную поддержку индустрии. Таким образом, будущее возобновляемой энергетики всецело зависит от сильной государственной поддержки — это льготные тарифы, налоговые льготы, квоты на доли рынка.
По оценкам EIA (Агентство энергетической информации США), государственная поддержка возобновляемой энергетики и биотоплива в 2009 году в мире в сумме составила 57 млрд долл, из которых 37 млрд долл. ушли на разработки. К 2035 году суммарная поддержка вырастет до 205 млрд долл. или 0,17% мирового ВВП, из них 63% — на возобновляемую энергетику и 37% — на различные виды биотоплива.
Мировой финансовый кризис не сказался на поддержке отрасли. По данным DeutscheBankGroup, за период с июля 2008 г. по февраль 2009 г. во всем мире было принято около 250 законодательных актов и предписаний, посвященных глобальной проблеме изменения климата. Объем государственного финансирования за аналогичный период составил $200 млрд.
В 2013 году в сегменте возобновляемых источников энергии после непродолжительного подъема снова произошло снижение уровня господдержки, связанный с ростом политической и экономической неопределенности во многих странах Европы и США. Однако даже при уменьшении финансирования в Европе и Соединенных Штатах, за некоторым исключением, динамика развития возобновляемой энергетики была положительной в 2013 году.
Общий тренд на развитие был поддержан развивающимися странами, и к 2014 году рынок альтернативной энергетики перестал формироваться только за счет усилий стран-лидеров. С помощью постоянных технологических достижений, падения цен и инноваций в финансировании производство энергии из возобновляемых источников становится все более доступным для широкого круга потребителей во всем мире. Растет и число стран, где возобновляемые источники энергии, в том числе, альтернативные, становятся ключевыми звеньями в структуре энергоснабжения.
Рост подкрепляется тем, что за последние несколько лет затраты на производство электроэнергии из береговых электростанций и солнечных фотоэлементов резко упали. В результате, все большее число ветровых и солнечных энергетических проектов строятся без государственной финансовой поддержки. Во всем мире, к возобновляемым источникам энергии обращаются крупные промышленные и коммерческие потребители. Альтернативная энергетика как таковая становится бизнесом: многие потребители из удаленных районов готовы покупать ее у производителя напрямую, тем самым экономя на транспортировке и подключении к сетям.
К концу 2013 года, Китай, США, Бразилия, Канада, Германия и остались лидерами по общей установленной мощности генераций из возобновляемых источников; в топ стран по мощности альтернативных генераций (без ГЭС) снова вошли Китай, Соединенные Штаты, и Германия, за ними следуют Испания, Италия и Индия. А Уругвай, Маврикий и Коста-Рика были названы среди лучших стран для инвестиций в возобновляемую энергетику.
Что у нас
В России активному развитию новых энергетических технологий мешает дешевизна киловатт-часа. И пока его будет выгодно производить, покупать и продавать по старой схеме, потребность в новом просто не возникнет. Налицо энерго- и ресурсозатратность, поддерживаемые низкими ценами на энергоресурсы. Доля возобновляемых источников энергии без учета ГЭС (ВИЭ) в структуре производства страны составляет менее 1%, тогда как на тепловые электростанции приходится 67%, на гидроэлектростанции – 15%, и даже на атомные электростанции – 17%.
Структура энергопотребления в России в корне отличается от общей мировой структуры потребления. В России активно внедряются технологии биоТЭС (62% против общемирового уровня в 12%) и малых ГЭС (33%, против 6%). При этом крайне медленно развиваются направления ветро- и солнечной энергетики (рис. 3).
Интересно, но, не имея больших объемов солнечной генерации, Россия является значимым поставщиков оборудования для солнечных электростанций. Одной из крупнейших предприятий по сборке и производству размещается в Зеленогорске, а потребители — в Германия и Чехия. На экспорт идут солнечные панели, собранные или не собранные в модули, на кремниевой основе, на монокремнии, а также кремниевые пластины. Примечательно, что из Германии в Россию тоже поступает достаточно много оборудования. Хотя большинство компаний-производителей солнечных модулей расположены в Азии: Китай, Тайвань и Япония.
Толчки к развитию
Тенденцию к развитию альтернативных источников энергии формируют международные соглашения и акты. Среди основных целей развития ООН — обеспечение экологической устойчивости. Перед международными организациями стоит задача включить принципы экологически рационального развития в национальные стратегии и программы, обратить вспять процесс утраты природных ресурсов.